Таинство Венчания
Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство
Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?
Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?
Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Православная Церковь признает гражданский брак исходным моментом создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.
Сейчас, как и тогда, требуется, чтобы брак был обязательно узаконен обществом, признан как законное состояние. Это может быть осуществлено в тех формах, в которых принято в данное время регистрировать брак. Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.
Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова : «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее , чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот. Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?». Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!
Мы живем в государстве со своими законами и гражданским устройством. А действительным государство признает только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Для чего быть бунтарем против установленных государством законов? И для чего противиться призыву Церкви? Честно сказать, мне еще ни разу не пришлось услышать ни одного вразумительного ответа на эти вопросы.
А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно обвенчаться, а потом сыграть свадьбу?» Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?». Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание. А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.
Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день. Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей. Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба».
Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего. Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.
Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол. Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину». Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.
Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС
В какие дни не совершается Таинство венчания?
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов (Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
Разобравшись с препятствиями к совершению венчания и днями, в которые запрещены венчания, стоит коснуться и некоторых других вопросов, связанных с совершением этого Таинства. Часто спрашивают о свидетелях на венчании и их обязанностях.
Кого можно пригласить в свидетели на венчание и каковы обязанности свидетелей?
В дореволюционной России, до отделения Церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике – свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Однако, наиболее ярко выражают обязанности поручителей богослужебные книги, называющие поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Очевидно, что восприемники должны соответствовать этому требованию. Поэтому готовящимся сочетаться священными узами брака стоит серьезно задуматься о кандидатурах восприемников. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.
Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.
Согласно одной из древних практик оглашение имело место не только перед принятием Святого крещения, но и перед браковенчанием. Эта практика до наших дней сохранилась в Католической Церкви. Но и в православных храмах в последнее время стали вводить обязательную практику оглашения перед венчанием. По большей части, это оглашение представляет собой беседы священника с женихом и невестой, в которых до них в доступной форме доносится православное учение о браке, разъясняются взаимные обязанности супругов и будущих детей.
Эти беседы позволяют выявлять людей, не по велению веры и сердца пришедших в храм за благословением брака, а случайных, попавших в храм отдать дань «моде» или в угоду родителям. Такое отношение к Таинству брака недопустимо и священник должен приложить все усилия, чтобы донести до таких людей истинное христианское учение о браке. Если же усилия священника не возымеют действия и люди останутся при своем мнении, то это вполне может стать поводом для отказа в совершении Таинства браковенчания. Церковь не может и не должна быть неким «бюро добрых услуг», где будут венчать всех подряд без разбора. Также оглашение позволяет выявлять препятствия к браку (о которых я говорил ранее), если таковые имеются. Нелишним было бы проводить оглашение будущих супругов в присутствии поручителей.
Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.
Понятно, что найти поручителей согласно всем вышеуказанным требованием, для многих пар будет весьма затруднительно. Поэтому вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей. В современном обществе Церковь отделена от государства и церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Подписей в церковных метрических книгах поручители теперь не ставят. У них остается только обязанность духовного попечения о созданной семье. Поэтому совершение венчания без свидетелей было бы лучше, чем обременение номинальных восприемников «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23, 4), за которые им придется отвечать перед Господом на Страшном Суде. О желании венчаться без свидетелей обязательно нужно поставить в известность священника. Вообще, все вопросы, связанные с духовной жизнью, лучше всегда обговаривать с духовником (если такового нет, то с любым священников в храме).
Можно ли венчаться в тайне от всех?
Это допустимо, но лишь в особенных случаях. Все зависит от причин, которые побудили супругов обвенчаться тайно. Если желание это связано с покрытием одной из причин, которая может стать препятствием к браку (к примеру, отсутствие родительского благословения, кровосмешение или покрытие блудного сожительства), то в таком венчании должно быть отказано. Желание обвенчаться тайно может быть связано с безверием родителей и родственников супругов, противостоящих венчанию. В этом случае венчание допустимо.
Также желание тайного венчания может возникнуть у супругов, втайне от родственников и окружающих исповедующих христианство. И в этом случае венчание допустимо. Вообще, каждый случай и просьбу о тайном венчании стоит рассматривать сугубо отдельно. Поэтому священнику нужно быть предельно внимательным, осторожным и тактичным по отношению к таким просьбам. Было бы не лишним получение благословения епископа на совершение тайного венчания. Однако не могу сказать, что это каноническое требование, т.к. в канонах нет указаний на тайное совершение браковенчания. Подводя итог этому ответу, хотелось бы всем напомнить слова Спасителя: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26).
Как подготовиться к Таинству венчания?
Не отметая всех забот о технической стороне свадебных приготовлений (наряды, машина, праздничный стол и т.д.), нужно помнить, что подготовка к венчанию, в первую очередь, должна быть духовной. Но если быть более точным, то стоит разделять подготовку к свадьбе и подготовку к венчанию. Свадебные заботы, конечно же, должны иметь место. Было бы странным видеть жениха и невесту, которые не готовятся к собственной свадьбе. А вот о подготовке к венчанию сказать нужно. Жениху и невесте, которые готовятся вступить в церковный брак, обязательно нужно просить у Бога помощи. Чаще бывать на богослужении, исповедаться, причащаться, участвовать в церковной жизни. Кто не воцерковлен – воцерковляться, воспринимать порядок христианской нравственности. Во многих православных храмах для будущих супругов проводятся специальные пастырские беседы, в которых священник разъясняет смысл христианского брака
К Таинству венчания жениху и невесте стоит подготовить себя постом, молитвой, исповедью и причащением Святых Христовых Тайн. Начиная свадебные приготовления, совсем не лишним было бы попросить священника отслужить молебен «о призывании помощи Святого Духа перед началом всякого благого дела». Молитвенное правило в дни подготовки к венчанию должно определяться благочестием и духовным рвением будущих супругов, а также советом духовника. Молитва никогда не бывает лишней, а по слову свт. Иоанна Златоуста – молитва есть наша благоговейная беседа с Богом. Благочестивая церковная традиция предписывает прибегать к церковным Таинствам прежде очистив себя постом.
Это правило касается и венчания. Трехдневный пост (как минимум) был бы совсем не лишним. Естественно, что нужно очистить не только тело постом, но и душу. А в этом поможет Таинство покаяния – исповедь. Тем более, что благочестивым жениху и невесте обязательно захочется причаститься перед венчанием. Воспоминая древнюю традицию, по которой христиане начинали свою совместную жизнь у Чаши Христовой, будущим христианским супругам должно перед венчанием приступить к Таинству Святого Причащения.
Стоит сказать несколько слов и о некоторых других необходимых приготовлениях к венчанию. По традиции невесту одевают в белое подвенечное платье. Белый цвет – это символ чистоты и целомудрия. Сохранение чистоты и целомудрия – это обязанность не только невесты, но и жениха. Жених и невеста в равной степени должны блюсти себя. Белые наряды не одевают на венчание супруги, уже прожившие некоторое время в гражданском браке (зарегистрированном в ЗАГСе), или жених и невеста, имевшие интимные отношения до брака.
Но если в первом случае все понятно и не требует каких-либо определенных разъяснений, то во втором все может оказаться довольно непросто. Афиширование добрачных отношений может серьезно скомпрометировать жениха с невестой перед людьми. Но имевшие плотские отношения до брака жених и невеста, все таки облачившись в белые наряды, фактически будут лицемерить перед Богом и людьми. Этот вопрос очень сложный и поэтому его стоит разбирать только со священником в личной беседе.
На венчание необходимо принести иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (обычно берут образ Казанской иконы Божией Матери). По традиции этими иконами супруги будут в будущем благословлять своих детей на вступление в брак. Если в семье эта традиция сохранялась, то это могут быть родительские иконы. Жениха родители благословляют иконой Спасителя, а невесту – иконой Божией Матери. Во время венчания священник благословляет этими иконами супругов.
Необходимый атрибут на венчании – обручальные кольца. Кольца символизируют вечность и неразрывность брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. На обручении, которое предшествует венчанию (обручение и венчание по современной практике совершаются вместе), священник благословляет кольцами жениха с невестой и им одевает кольца на безымянные пальцы правых рук. Этим действием, при прочтении определенных молитв, и совершается церковное обручение.
Также необходимо принести венчальные свечи (обычно специальные наборы продают в храмах). Эти свечи брачующиеся будут держать в руках во время венчания. Пламя свечей символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу.
Нужно принести на венчание белый плат (полотенце) – рушник, на который встанут во время венчания жених с невестой. Поэтому и длина его должна быть соответствующей. Символическое значение белого плата то же, что и белые одежды – нравственная чистота мужа и жены.
Что принято дарить на венчание?
Конечно, четких указаний на этот счет нет. Но в отличие от свадебного подарка, который, как правило, носит практическую роль для будущей совместной жизни супругов (какая-то бытовая техника, домашняя утварь и проч), подарок, преподнесенный на венчании, должен быть духовно полезным, напоминающим о воспринятом Таинстве. Это могут быть иконы, духовная литература, церковная утварь (к примеру, красивая лампада для домашнего иконостаса) и т.д.
Совсем не лишним будет сказать о том, как должно отпраздновать Таинство венчания. Проще говоря, стоит поговорить о том, как справить свадьбу в христианском духе. Ведь ни от кого не секрет, что на свадьбе у нас думают обо всем, о чем угодно, но только не о христианском духе.
Как справить свадьбу православным христианам?
Конечно, в таком сложном деле как свадебные приготовления есть много нюансов и установившихся традиций, которые разнятся от местности к местности. Везде есть свои национальные и местные обычаи. Но они никак не должны влиять на то, чего должны придерживаться православные христиане. Это, в первую очередь, вопросы веры. Если местные обычаи диктуют отдать дань языческим традициям, то должно смело отказаться от них. Свадебному пиру должно быть чуждо всякого рода невоздержание и неприличие.
Прискорбно бывает видеть православных, забывших о своем высоком звании и предающимся разгульному язычеству. Чего только не увидишь сейчас на свадьбе – упившихся до «поросячьего визга» гостей (бывают даже молодожены), дикие и развратные танцы, нескромные речи, бесстыдные песни и многое другое.
А ведь Святая Православная Церковь призывает к воздержанию во всем, в том числе и в гуляниях на свадьбе. Это выразилось даже в каноническое правило: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (53-е правило Лаодикийского Собора). Конечно, свадьба – это радостное событие, но веселье веселью рознь. Веселье тоже может быть умеренным. Поэтому пусть каждый, руководствуясь церковными канонами и собственной совестью, устроит свои брачные торжества.
Закончив рассмотрение наиболее часто задаваемых вопросов о Таинстве венчании (понятно, что абсолютно все охватить невозможно), перейду к другой, более печальной, стороне жизни христианских супругов, которая по немощи человеческой все-таки имеет место. Поговорим о разводе и расторжении церковного брака. Это достаточно актуально на сегодняшний день, разводов по стране достаточное количество, особенно среди молодежи.
Поэтому будущим супругам, вступающим в церковный брак, было бы совсем не лишним узнать, что Православная Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Идеал христианского брака — абсолютная моногамия, исключающая второй брак.
Брачный союз прекращается со смертью одного из супругов. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.
Снисходя к немощи человеческой и желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам, в определенных случаях даже давая благословение на вступление во второй церковный брак. Но для того, чтобы дать такое благословение, Церковь, как минимум должна констатировать факт распадения первого брака и невозможность его восстановления. Это действие Церкви получило название «расторжение церковного брака». Хотя на самом деле Церковь брак не расторгает, а лишь констатируя факт распадения первого брака, при определенных условиях, дает благословение на вступление во второй брак.
Поэтому, как отмечено в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, «согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода», когда супруги хотят развестись по гражданскому законодательству и одновременно получить «церковный развод». Но если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается расторжение церковного брака.
В каких случаях допустимо расторжение церковного брака?
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Подводя итог, хочется еще напомнить, что венчание – это Таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Таинство венчания не гарантирует того, что супруги никогда не будут ругаться или, в силу определенных причин, не разведутся. Таинство брака, как и любое Таинство, должно хранить благоговейно, возгревая то светлое чувство, приведшее к брачному союзу, продолжаемому в Вечности.
Дай Бог всем готовящимся вступить в брак глубокого осмысления этого ответственного шага на основании православного учения о браке, а всем уже состоящим в браке должного почтения и благоговения к принятой святыне.
Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСЕ — один из самых распространенных вопросов.
Для того, чтобы венчаться, необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе: это связано с тем, что если до революции венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным. Были случаи, когда приходили венчаться без штампа в паспорте люди, уже состоявшие в браке. Поэтому, во избежание подобных проблем, для венчания необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе.
Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед венчанием?
Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Православная Церковь признает гражданский брак(оформленный в ЗАГСе) исходным моментом создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.
Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.
Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова : «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее , чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот. Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?». Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!
Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет. Конечно, венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея. Но желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть такой причиной. Люди, живущие в «гражданском браке», также не могут стать крестными родителями. Согласно церковным канонам, люди, открыто ведущие безнравственную жизнь, не могут стать восприемниками от купели крещения. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Также, как в случае с собственными детьми, рожденными в «гражданском браке», «супруги» не смогут дать должного духовного воспитания своим крестникам. Ну и, конечно, стоит сказать, что, согласно канонам, люди, живущие в блудном сожитии, не могут быть допущены до причастия до того момента, пока не перестанут грешить и не принесут покаяния.
Многие пары, выражающие желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке». Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предписанных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.
Было бы глупо полагать, что семейная жизнь в «гражданском браке» протекает безоблачно, в розовых тонах, а «супруги» никогда не встречают на жизненном пути проблем и невзгод. Скорби посещают людей, живущих и в законном, и в венчанном браке. Бывает, и те, и другие разводятся. Поэтому, отсутствие регистрации брака никаким положительным образом не может влиять на жизнь людей, живущих в «гражданском браке», и не избавляет их от бед и скорбей. Но если в случае с зарегистрированным браком есть возможность потребовать через судебные или иные инстанции соблюдения прав супругов, то в «гражданском браке» этой возможности нет. А раз нет такой возможности, то «супругам» придется остаться со своими проблемами один на один, от чего, несомненно, проблем только прибавится.
А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно нас обвенчаться, а потом сыграть свадьбу». Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?». Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание. А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.
Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день. Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей. Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба».
Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего. Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.
Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол. Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину». Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.
Ответы на вопросы читателей:
Можно ли сначала обвенчатся, а через год расписаться в ЗАГСе? Светлана
Дорогая Светлана! Нет, гражданская регистрация должна предшествовать венчанию. Церковь, как правило, венчает после регистрации, потому что в последнее время происходит очень много случаев обмана: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, мы с моим мужем, в силу обстоятельств, развелись 2 года назад. Но живем мы вместе и любим друг друга. Можем ли мы обвенчаться или сначала нужно вновь регистрировать брак в ЗАГСе ? Спасибо.
Здравствуйте, Вера! Венчаться можно только после того, как Вы снова зарегистрируете Ваш брак.
Здравствуйте! Дело в том, что мы хотим обвенчаться, но не хотим официально расписываться в загсе … разрешат ли нам провести церемонию венчания без свидетельств о браке? Спасибо. Наталья
Здравствуйте, Наталья! Венчание – это благословение брака Церковью. Но если брак не зарегистрирован, то отношения являются блудом, то есть грехом, и благословить эти отношения Церковь не может. Поэтому венчаться без регистрации брака в ЗАГСе нельзя. Зарегистрируйте брак, а потом венчайтесь. И да поможет Вам Господь создать крепкую и счастливую семью!
Я живу в гражданском браке. Живем вместе несколько лет. Регистрировать брак в ЗАГСе не хотим. Хотим сначала перед Богом. Возможно ли венчание без штампа в паспорте? И где найти храм, где нас обвенчают? Мы очень хотим!
Здравствуйте, Юлия! Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Штамп в паспорте – это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине Ваших чувств и серьезности отношений. Такой брак Церковь может благословить. Греховные, то есть несерьезные и неглубокие отношения, Церковь благословить не может. Поэтому сначала Вам необходимо зарегистрировать Ваши отношения, а затем уже можно венчаться.
Добрый день! Уже который год я терзаю себя сомнениями, не зная, правильно ли я поступила. Когда мы с мужем женились, я была беременна, но я очень хотела с ним обвенчаться. Я думала, что это даже к лучшему, что наш ребеночек будет как бы ближе к нам духовно. Но потом мне сказали, что венчание при беременности — это большой грех. И теперь я не знаю, не навредит ли это моему ребенку? Прошло уже 16 лет, а я все время болею, да и ребенок у меня болезненный. Не является ли это наше состояние наказанием за обряд венчания? Татьяна
Уважаемая Татьяна! В своем небольшом вопросе вы затронули сразу несколько важнейших тем: о целомудрии, о церковных таинствах, о скорбях и болезнех, о рождении человека в мир.
Слава Богу, что вы с мужем, хотя и с опозданием, но узаконили свои семейные отношения. Потом вы, будучи уже беременной, венчались, но впали в смущение из-за чьих-то пустых слов.
Венчание — это церковное таинство, с которого православные христиане должны начинать свою супружескую жизнь. Но для нехристиан Церковь признает законность их невенчанных браков, и мы не считаем семьи нехристиан блудными сожительствами. Если эти люди заключили брак в соответствии с законами своей страны и живут по-семейному, Церковь признает законность и нерушимость такого брака. Поэтому, если нецерковные люди жили в законном, но невенчанном браке и один из них уверовал во Христа, а другой нет, то уверовавший супруг не должен разрушать свою невенчанную семью, а должен сохранять супружескую верность и молиться за пока не уверовавшую половину. Но если оба супруга уверовали, то, конечно, им можно и нужно венчаться, на каком бы месяце беременности ни оказалась в это время жена. Ведь венчание — не магический обряд, а преподание мужу и жене Божия благословения на их супружескую жизнь. Если христиане вступили в законный брак, то Церковь его благословляет, а в Божием благословении нет и не может быть ничего плохого.
Те, кто вам сказали, что венчание при беременности большой грех, просто не понимают сути дела. Это блуд — большой грех, а беременность — Божественная тайна зарождения новой жизни, в таинстве же венчания на семью изливается сугубое Божие благословение.
Но вас смущают помыслы о причинах болезней ваших и вашего сына. Причин у болезней бывает множество: наследственность, инфекции, нездоровая окружающая среда, собственные неосторожности, нездоровый образ жизни — можно этот ряд и продолжать, и углублять. Но все мы должны помнить, что главная причина всего происходящего — в любви Божией к нам. И это относится не только к приятному, за которое мы и так всегда готовы всех, а заодно и Бога благодарить. Не в меньшей, а даже в большей степени это относится к болезням и скорбям. Даже когда болезни и скорби бывают непосредственными следствиями наших поступков, сами по себе они — милость Божия. Мы просто не привыкли смотреть на вещи в таком ракурсе.
Поступки наши бывают плохими, бывают хорошими, бывают никакими, но последствия их, да и все, что постигает нас, порою неожиданно и, по-видимому, нелогично приносит нам пользу в вечности. Если, конечно, мы принимаем то, что с нами происходит, без ропота, а еще лучше — с благодарностью.
Все люди страдают, все болеют и в конце концов умирают. Сам Господь страдал, был распят и умер на кресте. И тот, кто решится следовать за Христом путем крестным, тот будет с Ним в Царстве Небесном. Поэтому, дорогая Татьяна, не мучайте себя поиском причин своих болезней и страданий, а терпите их без ропота, и Бог утешит вас так, как вы и не ожидаете.
Таинство Брака: последование службы