Крестовоздвиженский храм г. Бутурлиновка Воронежской области -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Краткая история слободы Бутурлиновка и Крестовоздвиженского храма.

  Бутурлиновка, районный центр в Воронежской области, в 180 км от Воронежа. Расположен на северной окраине Калачевской возвышенности, на реке Осередь (приток Дона). Возник как слобода Бутурлиновка в первой половине XVIII века на землях, принадлежавших генерал-фельдмаршалу А. В. Бутурлину. Первыми поселенцами были украинцы. В конце XIX — начале XX вв. была «знаменитой слободой» — одним из самых многолюдных сельских поселений России. В 1897 году в Бутурлиновке проживало 23,5 тыс. человек; в слободе действовали 6 храмов, земская больница, аптека, богадельня 3 кирпичных, 20 кожевенных заводов, паровая и 86 ветряных мельниц; проводились ярмарки. Основными занятиями населения были кузнечное ремесло, выделка кож, овчин, шитьё тулупов, сапожное дело. Близ Бутурлиновки, велись разработки мела для изготовления извести.       
Крестовоздвиженский храм г. Бутурлиновка
   В официальных исторических документах сообщается, что в середине 40-х гг. XVIII века около полноводного в то время притока Дона речки Осередь, на земле, "пожалованной" императрицей Елизаветой графу А. Б. Бутурлину, появилось маленькое селение.    Точная дата основания Бутурлиновки затерялась где-то в начале XVIII века. Указанное выше время - середина 40-х г. является условным.
    История знает такие случаи, когда земли, которыми одаривали фаворитов, не были пустыми, на них уже имелись селения. В связи с этим большой интерес представляет дошедшее до нас местное предание, в котором говорится о появлении жителей на месте Бутурлиновки еще до того, как эти земли попали к А. Б. Бутурлину.  Предание записал бутурлиновский священник Иаков Пахомов, живший в XIX веке и занимавшийся краеведением.
    Название слобода получила по фамилии ее первого владельца Александра Борисовича Бутурлина (1694 - 1767 г).   Исторически доказано, что Бутурлиновку основали вольные украинские крестьяне-переселенцы.    Все владение Бутурлиных состояло из 2583 дворов, 13315 жителей, 7596 десятин, 1627 сажен земли.
    Далее о Бутурлиновке в этом описании говорится: «Слобода Бутурлиновка по обеим сторонам реки Осереди и ее залива речки Грязнуши, безымянного отвершка и большой дороги из города Павловска в город Новохоперскую крепость. Три церкви... и дом господский деревянные. Базар бывает каждой недели и по воскресным дням и пятницам, да ежегодная ярмарки, первая в день входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа, вторая на Вознесение Господне, третья на Преображение Господне 19 августа, четвертая на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября, на которые приезжают из городов Воронежа, Харькова, Зарайска, Курска, Тамбова и Павловска купцы с сукнами, шелковыми и бумажными материями и другими мелочными щепетильными товарами, серебряною посудою...»
       Бутурлиновка в середине XIX века по численности населения занимала второе место после губернского города Воронежа. Фактически это уже тогда был город, причем не только по численности населения, но и в связи с тем, что Бутурлиновка, утрачивая черты сельского селения, все более становилась кустарно-промышленным центром. Но, будучи только волостным административным центром, Бутурлиновка продолжала числиться слободой. Городом она стала при Советской власти.
                                                                                        
 
                                                          О празднике и храме
 
  «Когда видишь эти древние храмы на столь прекрасной русской земле на фоне дивных пейзажей понимаешь, что такую красоту могли создать только люди, имевшие внутреннюю красоту.»

Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
 
        
                                           “ Крест — хранитель всея вселенная,
                                           крест — красота церкви, верных утверждение,
                                              крест — ангелов слава и демонов язва”
                                                            (Из богослужения).
         Крест — символ Христианства. Он есть победное знамя доброго война Христова. Без креста немыслимо само Христианство; без него оно не имело бы спасительной животворящей силы. Поэтому все христианские народы с древнейший времён благоговейно почитали крест Христов и считали его своей священной эмблемой. Впереди этих народов в почитании креста шёл православный русский народ — крестоносец. Для него крест Христов был не только орудием вечного спасения, но также источником небесной силы в годины лихолетья, во время народных бедствий и в личных, и семейных скорбях. Народную веру русского народа прекрасно изобразил поэт словами:
Когда кипит в тебе тревога,
Когда болит твоя душа,
Когда на сердце скорби много,
Склонись к подножию креста.
Молись и плачь! Господь услышит,
Тревогу сердца умилит,
Твои страданья Он утешит,
И раны сердца исцелит.
        
         Святой Апостол Павел свидетельствует: “Слово о Кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия” (1 Кор. 1:18). Эти слова показывают, что Крест был в большом почёте у христиан уже в апостольское время. А о том, как относились к Кресту сами Апостолы Христовы говорят, следующие слова святого Апостола Павла: “Я не желаю хвалиться, Разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира” (Галат. 6:14).
         В первые века языческая власть преследовала и запрещала Христианство, поэтому христиане пользовались символами или таинственными знаками, ибо нужно было прятаться от язычников. Среди этих символов был Крест разной первоначальной формы. Такие Кресты верующие рисовали на всяких предметах, где только можно было: на сосудах, на дверях домов, на стенах катакомб, в которых молились, изображали его у себя на челе, на груди. По этому признаку язычники узнавали христиан и отдавали их на мучения.
         Долгое время язычники презирали Крест и смеялись над христианами, называя их, в насмешку, крестопоклонниками. Но в 313 году император Константин Великий знаменитым Миланским эдиктом дал свободу Христианской Церкви, и с этого времени Крест получил всеобщее почитание. Немного позже, именно в 325 году, этот же император Константин Великий специальным эдиктом запретил смертную казнь через распятие на Кресте.
         Император Константин Великий сильно увеличил и закрепил всеобщее употребление Креста и его почитание. Этому способствовало чудесное знамение, виденное им в 325 году перед решительным боем с Максентием: сам Константин и его воинство видели среди белого дня в полдень на небе сияющий Крест, составленный из звёзд, а около креста надпись: — “Сим победишь”. Это же видение повторилось Константину во сне. Император Константин понял, что это знамение указывало ему на Крест, которым он победит своего врага. Он приказал сделать изображение Креста на войсковых знамёнах, на щитах и на других военных орудиях. Константин победил своего врага. Это событие сделало перелом в жизни и политике Константина: он возложил все свои надежды на Христианство и стал верным христианином. До этого времени он был язычником. За верность Христу народ назвал его благочестивым, а Церковь позже причислила его к лику святых. Мать императора Константина, святая Елена, была христианкой. После этих видений сына она решила найти Гроб Иисуса Христа и Его Крест. В свою очередь и сам император Константин задумал соорудить храм Воскресения Христова на месте Гроба Господня. Для этого нужно было вначале найти его. Нелегко это было сделать, потому что император Адриан (117-138) приказал засыпать пещеру Гроба Господня и сравнять её с землёй.
         Для исполнения этого желания святая Елена отправилась в Иерусалим в 326 году. Долго продолжались розыски этих святынь. Наконец, после некоторого времени и по указанию одного старого еврея Крест Христов был найден, но с ним и другие два креста. Узнать Крест Христов было трудно, потому что дощечка с надписью: “Иисус Назарянин Царь Иудейский” лежала отдельно. Нужно было небесное свидетельство, и это свидетельство явилось чудесным образом. По совету патриарха Макария возлагали кресты один за другим на умершего. От возложения Креста Господня умерший воскрес. Таким чудесным образом был найден Крест Господень. Это событие собрало множество народа, желавшего видеть Крест Господень. Патриарх Макарий и царица Елена, став на возвышенном месте, поднимали Крест и показывали его народу.
 
                                  
 
В память этого события Православная Церковь и установила праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября.
      Для нашего народа и Отечества Крест Господень не только, особо почитаемый христианский символ. Это — образ нашей веры, стержень многовекового бытия России и залог ее исторического утверждения. Крест встречает человека в момент крещения и провожает его в материнские недра земли. Он господствует во внутреннем убранстве каждого храма и закладывается в его основании. Им же завершаются и церковные главы.
 
 
   Только наш народ именует себя крестьянами — то есть христианами, крещеными людьми — людьми креста.
     Поэтому не удивительно, что наши предки слободы Бутурлиновка пожелали выразить свою любовь в строительстве храма во славу
Животворящего Креста Господня.

   В 1808г. местными крестьянами в слободе Бутурлиновка весной в праздник Преполовения Пятидесятницы    закладывается из камня и строится из кирпича первый каменный в слободе пятиглавый храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На правом берегу реки Осереди на возвышенном и живописном месте, рядом с деревянным ветхим храмом, не вмещавшим всех прихожан.
 
 
 
    Православный храм имеет трехчастное строение. Главный вход в храм обычно находится в западной его части. Войдя, человек сначала попадает в притвор, а оттуда — в основной объем храма. Впереди себя он видит иконостас, отделяющий алтарь — главную часть храма, в которой совершаются основные таинства. Следует помнить, что в убранстве храма — как внешнем, так и внутреннем — нет ни одной случайной детали, каждая из них имеет свое символическое истолкование.
 
 
 Крестовоздвиженский храм является одним из первых храмов в Воронежской губернии, построенный с использованием традиций византийско- русской архитектуры.
На сегодняшний день, автор первоначального проекта храма не установлен.
 
 
 Длина храма составляет почти 60 метров, ширина 20 метров, и высота в самой высокой части, около 23 метров. Храм был построен пятикупольный с трехъярусной колокольней. Повышенный двухъярусный четверик храма, окруженный тремя  апсидами, трапезной и ризалитами входов, венчает цилиндрический световой барабан с луковичной крупной главой (диаметр купола 8 м). Арочные окна и порталы храма обрамляют клявидные архивольты.
 Внутренняя планировка храма подчинена функциональному делению на летний храм (название прихода определялось по холодной церкви), служба проводилась в теплое время года, центральный престол, которого был освящен в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, с пределами: правый в честь Преполовения   праздника Пасхи, а левый в честь Казанской иконы Божией Матери, и зимний в трапезной части храма (перекрывался на зиму дверями от летней части и отапливался печным отоплением, и в нём зимой проходили богослужения), в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
 Первым строителем и старостой вновь отстроенного храма был Патока Никифор Алексеевич. После его смерти должность старосты стал занимать его сын Патока Николай Никифорович. Средства на строительство храма собирали среди прихожан, но были и такие крестьяне, которые считали своим долгом помогать в строительстве каждого храма, одним из таких был Федор Иванович Шевцов. Но без больших финансовых вложений трудно было строить храм и в те годы. Известна фамилия еще одного жертвователя - Спичечного, владельца Нижнекисляйского сахарного завода. Иконостас для храма Никифор Алексеевич заказывал в Гатчине, что находится под Санкт-Петербургом, помогал ему в этом великий князь Константин Павлович Романов. Великолепной красоты был иконостас, выполненный из красного дерева с серебряными пластинами.
    В 1844 году храм был достроен и освящен собором священнослужителей во главе с величайшим тружеником на ниве христовой святителем Антонием (Смирницким; 1773-1846) архиепископом Воронежским и Задонским. 
 
                                   
 
В 1894 году за Крестовоздвиженским храмом числилось 1200 дворов, 33 десятины земли, церковный дом священника и церковно-приходская школа, где обучались дети.
 
В настоящее время здание церковно-приходской школы, приватизировано людьми у государства, 
 
такая же ситуация произошла и с церковным домом.
 
 В районном отделе ЗАГС сохранились метрические книги, с 1869 по 1919 г., данные из Воронежской Духовной Консистории Крестовоздвиженской церкви Слободы Бутурлиновка Бобровского уезда, которые заполняли священнослужители храма, и в них вели записи о родившихся, браком сочетавшихся и умерших, всего книг 27.
 
 
    Из записей в этих книгах мы узнаем, что в 1869г. в храме был настоятелем священник Иоанн Васильевич Краснопольский с диаконом Василием Поповым и псаломщиками Иоанном Лисициным, Иоанном Проскуриным, Димитрием Тимофеевым. 
 
 
В 1881 диаконом был назначен Алексий Мосцев с псаломщиком Василием Гитариным. Умер отец Иоанн Краснопольский 21 декабря 1896г. в возрасте 86 лет. Погребение по священнику Иоанну Краснопольскому служил 23 декабя1896г., благочинный настоятель Спасо-Преображенского собора священник Иоанн Алексеевич Игнатов, погребен был отец Иоанн в церковной ограде за алтарем храма.
Два месяца замещали вдовствующий приход священники с других храмов
Ипполит Мишин и Павел Феодоровский.
 В Феврале 1897г. настоятелем   Крестовоздвиженского храма в возрасте 27 лет, был назначен священник Владимир Шабашев.
  3 ноября 1897г. у священника Владимира от законной жены Марии Ивановны родилась дочь Валентина, которую крестили 13 ноября сего года священник Ипполит Мишин, крестным отцом стал священник Иоанн Николаевич Лукашевич Богучарского уезда слободы Воробьевка, а крестной матерью стала жена священника Иоанна Богословского Афанасия Михайловна.
 
 
 
11 февраля 1899 году у священника Владимира родился сын и крещен 15 февраля с именем Всеволод свящ. Иоанном Богословским, крестным отцом стал свящ. Николай Николаевич Лукашевич, а крестной матерью жена священника Надежда Михайловна Шавская.
 
 
 В 1902 году 9 февраля родился сын Сергий. В 1905 17 февраля родилась дочь Галина, крестил 23 февраля, священник Михаил Ефремов, крестным отцом стал священник с. Стадницы Феодор Чулков, крестной матерью девица Надежда Ивановна Богословская.
 
 
17 июня 1907 года родилась дочка Ольга, крестил ее 21 июня священник Василий Чернецкий, крестным был Митрофан Иванович Богословский, крестная мать жена священника Евгения Ивановна Чернецкая.
 
 
 
В 1910 году у батюшки родились близнецы Илария и Александр.
 
 
Священник Владимир Шабашев с матушкой Марией Ивановной дочерью Валентиной, с  сыном Сергием и с детьми из церковно- приходской школы фото – 1912г. Такая фотография была у каждой учиницы. На сохранившейся одной из  фотографий, принадлежащей   Татиане Ивановне Белошенко (третья слева в нижнем ряду )  на обратной стороне гласит надпись учительницы:"На добрую память Татиане Белошенко.Не забывай своих подруг и учителей".
31 июля в 1903г. умер диакон Алексей Иоаннович Мосцев в возрасте 75лет
погребен 2 августа в церковной ограде за .алтарем.
 С 1904г. до марта 1910г. диаконом служит Симеон Князев.
 С марта 1913по сентябрь 1913 диакон Петр Серебрянский
 С декабря 1913г. назначен диаконом Илия Александрович Потанин
 2 декабря 1917г. диакон Илия умер в возрасте 40лет, а погребен 4 декабря на приходском кладбище.
В марте 1918г. назначен диакон Митрофан Усов.
В разное время псаломщиками были:
с1893г. по 1911г. Василий Гитарин.
с1911г. по1917г. Василий Петров.
с1917г по 1919г. Василий Поворинский
Из метрических книг видно, что нередкими были похороны в церковной ограде, там погребали всех членов причта и местных крестьян благотворителей. Видно и то, что после революции уже не указывали чин или должности прихожан, когда совершали крещение, ничего хорошего уже не ждали.
Прихожанами Крестовоздвиженского храма (крестились, венчались) были люди с такими фамилиями:
Антипенко                          Андреевы                            Авраменко                               Багно                                Барсуковы                           Безрукавые                            Безручко                          Бондаревы                           Бондаренко                            Боровиковы                      Борисовы                             Бирюковы                             Бугаевы                            Васильченко                        Варванцевы                        Вербицкие                         Веприцкие                            Гончаренко
Галушка                            Головатенко                         Грибинниковы
Горобцовы                         Грищенко                             Герусовы
Горбаневы                         Горбуновы                            Герасименко
Гавриленко                        Гаценко                                 Гасиненко
Гончаренко                        Глушковы                             Гайворонские
Горбачевы                         Деркачевы                            Дибровы                                                        Дорошенко                          Демченко                           Давыденко                          Дьяченко                             Дроботенко                          Дегтеревы
Иваненко                             Искра                                     Иваненко
Измайловы                          Жидковы                               Жуковы                                  Замесовы                             Заболотние                            Комаровы                      Котляровы                           Корниенко                             Кулешовы                           Кравцовы                             Коваленко                              Клюшниковы                     Казьмины                            Коренские                              Колодиевы                               Кручиновы                           Кащенко                                Карпенко                                 Кантемировы                       Куянцевы                               Кокошка                                  Курочкины                           Кучеренко                             Калиниченко                          Крицкие                                Лысенко                                Меняйленко                          Мостовые                             Моргуновы                            Неровные                               Николенко                            Неретины                              Нестеренко                           Назаренковы                        Никаноровы                          Олейниковы                         Охотниковы                         Одинцовы                              Писаные                              Подгорные                           Пирко                                     Петровы                              Пироговы                             Панченко                                Помогайбо                           Перловские                          Пушкаревы                          Павличенко                          Плахотины                           Патока                                 Пивоваровы                         Поповы                                 Ряснянские                          Раевские                              Руденко                                 Рудыка                                 Савченко                             Соболевы                              Самофаловы                         Сорока                                  Сидоренко                            Семеновы                             Скляровы                             Сердюковы                           Самойленко                          Сушко                                      Синегубовы                          Синяевские                            Сергиенко                               Скрыпник                             Тарасенко                               Тертышные                 Таможниковы                       Устименко                            Фесенко                         Хвостиковы                           Хорольские                          Чалые                                Чубуковы                              Чернышовы                          Штанько                              Шапошниковы                      Шевцовы                             Юрьевы                         Яутенко                                  Яловые          ……и многие другие
 
 
 
Крестовоздвиженский храм статистика о крестившихся и умерших с 1893-1919гг.
годы
крестились муж.
крестились жен.
Умерло муж.
Умерло женщ.
1893
73
85
60
58
1894
71
72
76
73
1895
93
77
83
86
1896
78
79
46
30
1897
71
63
47
41
1898
83
65
35
37
1899
83
87
45
47
1900
110
91
40
39
1901
106
77
39
46
1902
97
87
88
75
1903
119
96
51
58
1904
128
107
48
46
1905
116
96
68
66
1906
123
111
Нет данных
Нет данных
1907
115
118
81
52
1908
132
120
81
71
1909
133
117
95
97
1910
122
128
102
85
1911
145
138
95
82
1912
159
131
Нет данных
Нет данных
1913
145
131
69
60
1914
144
146
104
74
1915
126
99
89
75
1916
102
128
62
34
1917
94
90
72
79
1918
163
139
119
105
1919
123
111
124
121
итого
3054
2789
1819
1637
За этот период времени (26лет) в храме было повенчано– 1127 пар,совершено крещений - 5843, отслуженно в храме  погребений - 3456.
 Храм был востребован и необходим жителям слободы. (Сохранилась семейная переписка Шабашевых и в разделе сайта публикации можно с ней познакомится)
 
Но вот пришли годы лихолетия и в 1930 году подвергся разрушению красивейший Крестовоздвиженский храм.
 
Жизнь унылая настала,
Лучше братцы умереть,
Что вокруг нас происходит
Нет терпения, смотреть.
Храмы Божии закрывают,
Их лишили красоты
В них все окна перебиты,
С глав по сброшены кресты.
Службу Божию забыли,
Лик священный заключен,
Детский мир грубо воспитан,
Богохульствует учен.
И творца не призывают,
Не в досугах, не в делах,
Его имя вспоминают,
Лишь в ругательных словах.
И постов не соблюдают,
Праздников Божиих не чтут,
Дома шапки не скидают,
Часто в них едят и пьют.
Как враги креста стыдятся,
Говорят, что не нужен.
Над иконами глумятся,
Не кладут поклоны им.
Не бояться суда Божия,
Что за гробом положен.
Без венца живут Христова,
Как скотов меняют жен.
Часто матери бывают,
Хуже яростных зверей,
Равнодушно убивая,
В чреве собственных детей.
 
 
 Закрытию храма предшествовала репрессия и убийство священника Владимира Шабашева вместе с другими священнослужителями в Бобровской тюрьме, захоронение было скрыто и в настоящее время неизвестно, такими способами новая власть боролась и стремилась стереть с лица земли церковь. (фото1996г.)
Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил своим ученикам «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18)         
       Дальнейшая судьба семьи отца Владимира неизвестна.
… А колокол молчал и не звонил
От злой руки отступников по вере.
Он сброшен был на краешек могил
Священников, схороненных в том сквере.
Как будь - то опустел небесный свод,
А колокол же, треснув, развалился.
И охал перед церковью народ,
Стоял и плакал, плакал и крестился…
…Потом кресты снимали с куполов,
Что золотом горели и светились.
Все те, кого толкнул бесовский зов
Над верой православною глумились.
А он своей печалью серых глаз
Смотрел через решетчатые рамы,
Как обдирали там иконостас
И выносили ценности из Храма…
… Остался Храм поруган, разорен.
Никто не знал, что ждет страну несчастье.
Он в этой церкви тоже был крещен
И принимал святое там причастье.
 Все внутреннее убранство, иконостас было разграблено, Кресты сломлены.
 
 
 
 
Когда громили храм и с алтаря выносили освященный престол, алтарник, которого звали Владимир, принял мученическую смерть, защищая святыню. Колокольню четыре малых купола разобрали на кирпичи, для постройки сараев для скота, а из храма сделали зернохранилище и склад.
 
 
Церковную ограду и могилы церковнослужителей уничтожили.В 1990г. местные ребята играя возле алтаря храма нечайно провалились в склеп, так узнали где покоятся останки умерших до революции священнослужителей.
 
 
                                         Возрождение прихода
В 2007 году разорённое и искорёженное многолетней переделкой здание храма было возвращено верующим,
и  17 октября указом правящего Архиерея Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия был назначен первый настоятель после закрытия храма священник Николай Соболев,
 
 
 
готовый выслушать, дать духовный совет всем, приходящим со своими бедами и радостями.
 
 
 
 

В настоящее время приход живет полноценной литургической жизнью: в храме регулярно совершаются в воскресные дни и в дни великих православных праздников Божественные службы. 

Престольные, храмовые праздники: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября), явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (21 июля и 4 ноября), Преполовения Пятидесятницы ( праздник переходящий в зависимости от праздника Пасхи), и Покровской иконы Божией Матери (14 октября), по традиции в храмовые праздники совершается крестный ход.
 
 
Совершаются крещения, венчания, отпевания, соборования, молебны, принимаются заказные поминовения. В дни великих праздников храм собирает множество страждущих и жаждущих, спасения своих душ.
 
   
Требуются колоссальные усилия, чтобы вернуть храму первоначальный вид, чтобы вновь засверкали купола, чтобы вновь по окрестностям разлились звуки колокола…                                                                                    
Восстановление идет не только в храме, но и в душах прихожан, каждую службу вновь звучит благовестие.

Крестовоздвиженский храм г. Бутурлиновка
 

Особого состоятельного попечителя или попечителей у храма нет. Но, не смотря на это, восстановление храма не прекращается. Всё делалось и делается по милости Божией. Помогают некоторые семьи собственными средствами. Так и делается дело Божие, - востановление храма. Но самое главное дело, которое при этом идет вместе с возведением храма - это строительство храма Божьего в сердцах людей - всех тех, кто хотя бы понемногу, но помогает, участвует в жизни прихода, тех, кто сам из будничного сумрака движется к свету Христову и желает, чтобы и через этот храм свет Христов просвещал других.
 
В 26-м псалме святой пророк Давид говорит: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его..."
Какой же должна быть наша любовь к святому храму!
- Здесь - в нашем храме - место и нашего духовного рождения, и нашего воспитания, и приготовления к жизни будущего века. Здесь пристанище и упокоение для каждого из нас от дней младенчества до последнего человеческого издыхания.
В каждом из нас, кроме жизни телесной, есть жизнь духовная. Телесная жизнь зачинается, растет и прекращается. Духовная жизнь также зачинается в нас, также растет, но никогда не старится и не прекращается. Телесно мы рождаемся от своих родителей, духовно мы рождаемся в святом храме - в таинстве крещения для вечной жизни, для Царства Небесного. Был день для каждого из нас, когда восприемники принесли нас младенцами в святой храм, и он принял нас в свои материнские объятия. Силой Духа Святаго в таинстве крещения Святая Церковь смыла с нас печать греха первых грешников - наших прародителей Адама и Евы, нарекла нам святое христианское имя, соделала нас детьми нашего Небесного Отца, Который, по словам апостола, не стыдится нарицать нас братьями Своими, и дала нам право быть наследниками тех радостей вечного блаженства, какие Господь Спаситель приготовил для верных Своих чад. Святая Церковь низвела в наши сердца дары Святаго Духа, положив на нас в таинстве миропомазания "печать дара Духа Святаго". После купели святого крещения она вверила нас попечению ангела-хранителя. Свою духовную жизнь, жизнь во Христе и со Христом мы начали в святом храме. Здесь мы ее и продолжаем.
 Много всяких страхов на земле для человека: и неизлечимые болезни, и воры, и пожары, и сама смерть пугает многих из нас, но самый большой страх, какой не только может, но и должен посещать наше сердце, это страх перед вечной гибелью души. И через наше покаяние, какое мы приносим к ногам Христовым в нашем святом храме, Господь отнимает от нас этот страх, подает нам очищение сердца и благодатное утешение. Душа болеет и другими болезнями, терзается и другими муками, скорбями телесными и душевными, тревогами и прочими видами страданий. Идите в храм Божий лечить все свои душевные болезни. Господь установил, чтобы Его Церковь молилась за всех людей при всяких человеческих нуждах, чтобы она простирала свой покров над человеком на всех шагах его земной жизни. Наши сердечные раны и муки исцеляются и утоляются в святом храме по нашим молитвам, по нашей вере. Здесь Святая Церковь не только сама умоляет о нас Небесного Владыку, но и призывает на молитву с собою святых Божиих людей, ангелов и архангелов и Саму Пречистую Матерь Божию. Она молится Преблагословенной Богоматери: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"; она просит святых угодников: "Вси святии, молите Бога о нас!". Такая молитва проливает отраду и утешение в сердце, уязвленное скорбями и печалями. И разве может такая молитва, подкрепляемая молитвою за нас Божией Матери и святых, остаться не услышанной Господом? 
Приходя в святой храм, мы дышим здесь плодотворной животворящей молитвой, в молитве почерпаем силы для своей духовной жизни. Здесь мы переживаем радость общения с Господом Спасителем, здесь мы вдыхаем в себя чистый небесный воздух. В храме Божием незримо присутствует наш Спаситель, открывая Себя нам не в Своей Божественной неприступной славе, которая попалила бы нас, немощных, своим небесным пламенем, а является под смиренным покровом образов и священнодействий в том виде, в каком наша грешная душа только и может Его созерцать. Здесь, в святом храме, мы входим своей душой в общение со всей Небесною Церковью, торжествующей на небесах, какую составляют святые ангелы, святые угодники и возглавляет Господь - Глава Церкви. Здесь мы видим Божественный Лик Господа Иисуса Христа, Престол Божий, на котором невидимо почивает Господь и который также незримо окружен святыми ангелами. Здесь перед нами образ Пречистой нашей Небесной Матери. Здесь мы молим Господа обо всем, о чем томится, тоскует, в чем ищет подкрепления и успокоения наша грешная душа. А Господь, как чадолюбивый Отец, здесь внимает нуждам наших сердец. Здесь мы просим угодников Божиих как наших сродников и братии, облеченных теперь силою и славою у Царя царствующих, об их ходатайстве и заступлении перед Богом в наших нуждах, трудах и тяготах.
Как же святой храм дорог сердцу каждого из нас! С ним связана вся наша жизнь от начала до конца, и не только до порога смерти, но и до самой кончины века. Ведь пока стоит земля и на ней наша Святая Церковь, никогда не умолкнет в православных храмах молитва обо всех, от века преставльшихся в жизнь вечную в вере и надежде воскресения.
Не оставляйте своей души не утоленной в ее голоде и жажде, питайте ее в храме Божием. Мы питаем ее для вечности, и страшно уйти туда, не позаботившись о том, чтобы душа была готова к этой вечности. А дни, месяцы, годы не только идут, но бегут, десятилетия прибавляются к десятилетиям, и как больно человеку осознать у порога своей смерти, что она прожита бесплодно!

Крестовоздвиженский храм г. Бутурлиновка
Пусть будет наш святой православный храм для каждого не только пристанищем и упокоением во всех нуждах, скорбях и болезнях, но и источником, подкрепляющим наши слабые духовные силы для борьбы с греховной грязью, одолевающей нас, для приготовления себя к жизни будущего века, какой всех нас Господь и Милосердный Отец да сподобит Своею Благодатью.

 
 
 
 Все кто по фамилиям узнали, своих дедов и прадедов, отзовитесь, своими рассказами и фотографиями вы сможете пополнить приходскую историческую летопись. Всем, кому не безразлична судьба храма, просим оказать посильную помощь.    
Дорогие братья и сестры мы просим Ваших молитв, чтобы Всемилостивый Господь послал нам людей с чистым сердцем готовых оказать нашему храму помощь в реставрации . Веры, любви и мира всем вам дорогие Христиане.  
                                   
                                                     Храни Вас Бог.