Задать вопрос

  
16 Февраль 2014

фотина спрашивает:
Батюшка, здравствуйте! Пожалуйста ответьте на вопрос, совершаются ли земные поклоны в воскресные дни и праздники? Читала много противоречивой литературы. Спаси Вас Господи.

священник Николай отвечает:
Здравствуйте Фотина! В церкви молитесь, как молится в этот день церковь. Дома когда молитесь можно и земные поклоны положить, по желанию в любое время.

15 Февраль 2014

Анна спрашивает:
Здравствуйте,батюшка! Ответьте,пожалуйста, может ли мирянин сам читать дома "заклинание Св.муч.Трифону от гадов" для избавление от насекомых в доме? Спаси,Вас, Господи за ответ.

священник Николай отвечает:
Здравствуйте,Анна! Мирянину нельзя.

11 Февраль 2014

Раб Божий Георгий, г. Бутурлиновка, прихожанин Спасо- Преображенского собора спрашивает:
Батюшка Николай здравствуйте ! Пользуясь вашим сайтом, хочу от себя лично, искренни вновь назначенному благочинному Церковного округа батюшки Александру Гординину, пожелать - помощи Божьей во всех его благих начинаниях, здравия, Духовных и телесных сил, благополучия всей благочестивой семье - на нашей Бутурлиновской земле. С уважением и любовью.

08 Февраль 2014

нина спрашивает:
Здравствуйте батюшка. Помогите пожалуйста разобраться с вопросом можно ли женщине во время критических дней заходить в храм и ставить свечи. Ответы очень разные. Я в последний день месячных зашла в храм и поставила свечи, к иконам не прикасалась. Подскажите как теперь быть?

священник Николай отвечает:
Патриарх Павел Сербский.
Может ли женщина всегда посещать храм? Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)?
 

 

Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, ";аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы", ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом. При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9, 20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено [1]. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой "приключилось обычное женам" причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится [2]. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же "приняла Св. Тайны" [3].

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут "приступать к Святой трапезе" в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью.

Так же об этом думает и преп. Никодим Святогорец, говоря: "Только не дозволяется приближаться к святыне над святынями, то есть причащаться святыни тому, кто не чист душею и телом, каковы и суть женщины в месячном очищении" [4]. Значит, иначе говоря, в старое время для причащения все верные входили в алтарь пред Честную трапезу, даже женщины, как говорит Вальсамон: "Похоже, что в старину женщины входили в алтарь и причащались со Святой трапезы" [5]. То же говорит и Матфей Властарь в своей Синтагме: "Но такая (женщина) теперь не только из алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и места пред храмом изгоняется" [6].

В Ветхом завете у евреев, женщина, которая имеетъ истеченiе крови [7], текущей изъ тела ея, отделялась от остальных, потому что всякое прикосновение к ней в это время означало для них культовую, молитвенную нечистоту (Лев 15, 19). Так же было и в продолжении 40 дней после рождения ребенка мужского пола и восьмидесяти дней после рождения ребенка женского пола (Лев 12, 2-5). И у других древних народов существовало подобное отношение к женщине в этом состоянии [8].

В Новом завете на этот предмет смотрят по другому. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы "не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, ...по необходимости естественной" [9].

Понятно, что особенно в среде верных из евреев нельзя было легко и быстро преодолеть ветхозаветный взгляд на культовую нечистоту женщины, тем более что появлялись и ложные учения разных еретиков, имевших неправильный взгляд на женщину и, в связи с ней, на брак, рождение и т.д. Так, древний христианский памятник, Апостольские Постановления, остро полемизирует с одним таким воззрением, согласно которому от женщины во время менструации Дух Святой удаляется, а приходит дух нечистый, и поэтому она тогда не должна ни молиться, ни дотрагиваться до Священного Писания, ни читать его, ни слушать, как читают и т.д. Приведя это ошибочное учение, памятник дает следующее наставление женщинам: "Поэтому отвратись от праздных речей, о жено, и поминай всегда Бога, сотворившего тебя, и молись Ему, ибо Он Господь твой и всех. И учи Его законы, не смотря ни на физическое очищение, ...ни на роды, ни на выкидыш [10], ни на нечистоту телесную, ибо таковая осмотрительность есть изобретение глупых людей, ума не имеющих. Ибо ни погребение человека, ни мертвые кости, ни гроб, ни какая-либо пища, ни ночное истечение не может осквернить человеческую душу, но только нечестие и беззаконие по отношению к Богу и неправда по отношению к ближнему, т.е. хищение, говорим, или насилие, или нечто противное справедливости по отношению к нему, прелюбодеяние и блуд" [11]. Столкнувшись с этим самым ошибочным учением, святой Дионисий, чтобы охранить от него верных, в приведенном правиле наставляет, что женщины, в каком бы то ни было состоянии, могут молиться.

Во всяком случае, на основе приведенного ветхозаветного воззрения на культовую нечистоту женщин в менструации, равно как и ответа трех епископов, позже дошло до такой точки зрения, что они не должны приходить в церковь на общую молитву в этом состоянии, а также в продолжении сорока дней после родов и выкидыша [12]. Вероятно, что на такое отношение повлияла и возможность случайным истечением крови осквернить храм, который потребовалось бы освящать [13]. А возможно и из-за запаха, который издает материя очищения при разложении. На вопрос: Почему не только в Ветхом законе, но и по словам Отцов месячное очищение женщины считается нечистым? - преп. Никодим Святогорец приводит три причины: 1) из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как например, из уха, носа, мокроту при кашле и т.д.; 2) это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, т.е. нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько нечисты грехи, которые мы творим по своей воле; 3) Бог называет нечистотой месячное очищение женщин (и это есть поистине единственная и главная причина), чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними, когда они имеют месячное очищение, как говорит Феодорит, как из-за достоинства мужского и почитания женщины, как говорит Исидор (Пелусиот), так и ради почитания Закона и естества, согласно Филону, а главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях" [14].

Мы видели, что, по словам Властара, женщины в старину входили в алтарь для причащения в этом состоянии. Опосредовано это, т.е. что они (или хотя бы некоторые из них) приходили в церковь и приступали к Святому причащению, доказывают и вопросы, заданные святому Дионисию и Тимофею. Но и после этого, когда вышло определение о том, что они тогда не могут причащаться, они приходили в церковь на молитву, как дает понять канонист Вальсамон (ХII в.), говоря, что, в особенности в женских монастырях, женщины с месячным истечением приходили в церковь и, поскольку не могли причаститься, стояли на паперти и молились Богу [15]. Он был против этого их присутствия и стояния на паперти, и говорил, что не следовало бы им вообще приближаться к храму [16]. Той же точки зрения придерживался и Матфей Властарь, как мы уже показали. Подобное отношение выражает 64 правило Номоканона в Великом Требнике. Из литургистов С. Булгаков говорит, что по церковным правилам (не называя каким) женщина в период месячного или послеродового очищения не должна входить в храм и причащаться [17]. Его точку зрения дословно повторяют прот. В. Николаевич и проф. д-р Л. Миркович, ссылаясь на 2 правило святого Дионисия и на 7 правило Тимофея Александрийского [18].

Мы считаем, что эти частные мнения Вальсамона и приведенных авторов, или мнения их современников об этом предмете, не подтверждены никаким высшим авторитетом - Вселенским или Поместным собором - и не могут рассматриваться как позиция всей Православной Церкви. Тем более, что мы знаем, что Церковь позволяла, с глубокой древности, стоять у паперти и еще некрещенным (оглашенным), равно как и некоторым степеням кающихся, т.е. тем христианам, которые после крещения во время гонений пали и отреклись от Христа, или учинили убийство, прелюбодеяние, либо другие тяжкие грехи, "чтобы они, - как говорит святой Симеон Солунский, - слушанием и смотрением участвовали в божественном, устами и языком исповедовали веру и пели благочестивые слова." [19]

Не может быть, чтобы Церковь поступала строже в отношении женщин в афедроне, нежели в отношении нравственных преступников, и не дозволяла бы им, чтобы они слушанием и смотрением "участвовали в божественном", в исповедании веры и пели благочестивые слова. Это подтверждало бы и точку зрения преп. Никодима Святогорца, который, со ссылкой даже на Вальсамона, говорит, что женщины и в это время могут молиться, "будь то наедине в своем доме, будь то на паперти храма, моля Бога и прося помощи и спасения у Него". [20]

Поэтому я полагаю, что из приведенного правила святого Дионисия можно с уверенностью заключить только, что женщина во время менструации не может причащаться. Добавленное указание, что женщины могут молиться всегда, и в том, и в другом состоянии, я полагаю, значит прежде всего, что он говорит, чтобы им для молитвы не было бы запрещено приходить в церковь. Тем более, что он приводит пример кровоточивой жены из Евангелия, которая пришла ко Господу и дотронулась до края Его одежды, а не до Его тела, что для святого Дионисия служит доказательством того, что во время менструального периода нельзя причащаться. Еще определеннее это можно было бы заключить из указания упомянутого древнехристианского памятника, Апостольских Постановлений, в котором также приводится пример кровоточивой жены и подчеркивается, что Спаситель на этот ее поступок "не оскорбился, и даже не обвинил ее, но напротив, исцелил, сказав: Вера твоя спасе тя". [21] Этот поступок Спасителя ясно говорит нам, что "Бог не гнушается телесного очищения, которое Он дал женщинам раз в тридцать дней, соответственно телесному составу, и они ослабевают телесно, и обычно сидят в доме". В заключение памятник обращается к мужчинам, предписывая: "И к женщинам, при телесном очищении, мужчины да не входят, заботясь о потомстве. Ибо Закон предписывает: к женщине, когда она в афедроне, не входи, и не сходись с беременными. Ибо это делается не ради рождения ребенка, а для наслаждения. Но не подобает, чтобы любитель Бога был любителем наслаждения". [22]

Несомненно, что святому Дионисию и Апостольским Постановлениям руководством к позиции по этому вопросу послужило евангельское событие и отношение Господа к кровоточивой женщине, этим же должны руководствоваться и мы. Поскольку кровоточивая женщина по Моисееву Закону также была нечиста, и не смела никого касаться (Лев 15. 25), в поступке Спасителя по отношению к ней для нас имеет особое значение: 1) то, что женщина коснулась не тела Христова, но края Его одежды; 2) она сделала это не где-то наедине, но в толпе народа, собравшегося вокруг Него; 3) хотя она по Закону была нечиста, Господь из-за ее поступка не прогнал ее ни от Себя, ни из общества, но похвалил ее веру и исцелил ее.

В толковании этого события у отдельных святых Отцов и церковных писателей виден тот же самый подход. По Оригену, Господь исцелил кровоточивую, "чтобы показать, что никто из имеющих болезнь без своей вины не нечист перед Богом, призывая ее Закон праобраза перевести в духовное созерцание. Он называет ее дщерью, ибо она стала (ею) верою. Потому она и была исцелена, ибо услышала: Вера твоя спасе тя [23]. По святому Иоанну Златоусту, кровоточивая не приступила ко Христу с дерзновением, "потому что стыдилась болезни своей и почитала себя нечистою. Если женщина во время месячного очищения почиталась нечистою, то тем более могла почитать себя таковою страждущая такою болезнью. Болезнь эта по Закону почиталась весьма нечистою" [24]. В дальнейшем изложении, на вопрос: Почему Христос открывает ее исцеление многим? - святой Иоанн приводит следующие причины: "Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться. В третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столько же великое чудо, как остановить течение крови" [25]. Следовательно, Он не обличает ее как нечистую, но успокаивает и веру ее ставит в пример, что подчеркивает и Зигабен, говоря: "Не бойся ни Меня, ни Закона, ибо ты прикоснулась веры ради, а не из презрения (Закона)" [26].

В духе приведенного евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса, женщина, также как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию [27]. Но еще больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, въ неистленiи кроткаго и молчаливаго духа, еже есть предъ Богомъ многоценно (1 Петр 3, 4).

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника.

Примечания:


1. Прав. 2. Правила Православной Церкви съ толкованiями Никодима, епископа Далматинско-Истрийскаго. Т. II. Переводъ съ сербскаго. С.-Петербургъ. Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1912;
2. Прав. 7. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 483;
3. Прав. 28. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 561.
Скабалланович указывает, что в древнем христианском памятнике Testamentum Domini nostri Jesu Christi говорится о том, что церковным вдовицам не дозволялось в период очищения "приступать к алтарю" (Толковый Типиконъ. Кiевъ, 1910, т. I, стр. 94).
5. Афинская синтагма т. IV, 9.
6. Там же, 8. Т. IV;, стр. 106. Ср. Гласник СПЦ 1979 г., стр. 46.
7. - В русском переводе упомянутого труда еп. Никодима поясняется (т. 2, стр.327), что слово не означает только месячное очищение, однако, по толкованию Зонары на это правило, "слово это заимствовано из еврейской жизни, а именно: еврейки, когда у них бывает месячное очищение, живут отдельно, ни с кем не сообщаются в течение семи дней, откуда и произошло слово, показывающее, что женщины, находящиеся в таком состоянии, живут обособленно от "сидения" с другими, как нечистые".
8. Ср. Чаjканович. Мит и религjа у Срба. Београд, 1973, стр.67.
9. Послание св. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 354.
10. Разумеется, здесь идет речь о непроизвольном прерывании беременности.
11. Кн. VI, гл. ХХХVII, изд.
12. Что вошло также и в богослужебные книги и вызвало особое молитвословие: Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днехъ. Но и здесь речь идет о чистоте ее для причащения: рабу Твою ... очисти отъ всякаго греха, и отъ всякiя скверны, ... да неосужденно сподобится причаститься Святых Твоихъ таинъ (первая молитва). Омый ея скверну телесную, и скверну душевную, ... творяй ю достойну и причащенiя честнаго Тела и Крове Твоея (молитва вторая).
13. Ср. Чинъ отверзенiя и очищения церкве идеже ... кровiю человеческою... окропится; Л. Миркович. Литургика. Београд 1967, II, 2, стр. 227; Учительное известiе...
14. стр 548.
15. Вальсамон, указ. соч.
16. Указ. соч. т. IV, 8.
17. С.В. Булгаковъ. Настольная книга священно-церковнослужителя. Харьковъ, 1913, стр. 1144.
18. Практични свештеник. Земун 1910, II, стр. 26; Л. Миркович. Литургика. Београд 1967, II, 2, стр. 72.
19. P. gr., t. 155, col. 357.
20. стр 549.
21. Указ. соч. стр. 115.
22. Там же.
23. Отрывки в изд.
24. Творенiя святаго отца нашего Iоанна Златоуста, Архiепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводе. Т. VII, кн. I, стр. 340.
25. Там же, стр. 341.
26. П. Трембелас. 1952, стр. 267.
27. Эту необходимость чистоты тела и души на Божественной литургии напоминает нам умывание рук священника перед началом проскомидии, а епископа после облачения, и особенно во время Херувимской песни, в царских вратах. Св. Кирилл Иерусалимский говорит, что это делается "не ради телесныя скверны, ... не для сея причины. Ибо мы с плотскою скверною не входимъ въ церковь. Но умовенiе знаменуетъ, что надлежитъ вамъ очистить себя отъ всехъ греховъ и беззаконiй". (Поученiе тайноводственное пятое. Иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго, огласительныя и тайноводственныя поученiя. Переводъ съ греческаго. Москва, 1900.)

08 Февраль 2014

Сеогей спрашивает:
Здравствуйте. Хочу узнать. Будет ли считаться грехом посещения храма другой религии, который не относится к христианству вообще. При этом если там идет богослужения. Так же можно в храме другой религии просить благословение, исповедоваться и молиться? Ведь согласитесь. Ситуации бывают разные. Ведь в библии на этот вопрос нет ответа. И раз мы для бога все дети божие и едины, то может мои сомнения напрасны? И как вы смотрите на то что я не согласен с утверждением, что христианство есть истинная вера. Хотя мое мнение таково: раз родился христианином, то какая из других религий не была тебе близка, найди в себе силы умереть им. Взяв из них все самое хорошее для души твоей. Поскольку в самом христианстве есть много противоречий, да дело даже не в этом. А в каждой религии они есть, но и в каждой религии есть доля истины. И разве хороший человек, меняя свою религию на другую, не совершает грех? Ведь если мы для бога все равны, то может ли являть это грехом. Если от это он станет ближе к богу.

священник Николай отвечает:
Почему Православие является истинным учением о Боге.


«Подлинную цель человеческого существования может открыть только истинная религия. Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти.

Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям». Блез Паскаль.
Самая опасная ложь - это слегка извращенная истина".Георг Лихтенберг.

"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням".(2пос.Тим. 4:3.4).

Эти слова написанные апостолом Павлом почти 2000 лет назад находят подтверждение во всей истории человечества.


Зачастую люди с легкостью готовы принять учения, религии, прямо противоречащие человеческой совести, разуму, которые несут в себе начатки гордости, жестокости и безумия.



Причин здесь несколько.


Первая и основная.


Слово лестное приятно для нашей самовлюбленности, и все слушают его с удовольствием. Большая часть людей отступила от правильных понятий, и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе.

Христианство (без искажений) очень не удобная религия для нашего самолюбия, эгоизма и того зла, которое в той или иной мере есть в каждом из нас. Вся наша "ветхая природа" восстает и противиться заповедям Божьим.

Христианство это укор нашей совести, т.к. совесть гораздо яснее различает добро и зло, нежели наш ум.

Вот и получается, человек творя зло, бывает обличаем своей совестью, а чтобы ее заглушить и оправдать свое беззаконие, придумывает ложные учения и религии.

Вторая причина, это вера по традиции (по обычаю).

Вера по традиции слепа и зачастую безумна.

Третья причина.


В каждом человеке с рождения заложено стремление к Истине (история человечества не знает не одно народа, племени в котором нет религии). Если человек пытается подавить это естественное свойство своей природы, то его «вера» принимает уродливые формы.


"Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, имеющего о всех предметах какой-то свой, по большей части бестолковый толк. Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм и внезапно, рядом грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной. Он ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с черной кошкой.


В человеке, который хвалится своим разумом - две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие!" (1)


В наше время существует огромное количество учений, религий и каждое из них уверено в истинности своего понимания жизни. Как быть?

Могу сказать одно. У кого есть искренняя любовь к истине, того она обязательно изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. "Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам." (Мф. 7,7)


При выборе пути советую:


***Опасаться учений, где так или иначе прибегают к методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы или организации.Это верный признак, что перед вами «секта» (культ).


"Вы куплены дорогой ценой; не становитесь рабами человеков." (1 Кор. 7, 23)

"Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит."

( Христианская религия есть свобода во Христе. Насильственное спасение человека невозможно.)

*** Внимательно ознакомьтесь с жизнеописанием основателя данного учения (религии). Беспристрастно исследуйте, на сколько его жизнь была праведна и без порочна.


"Ибо древо узнается по плодам его" и "не может из горького источника бежать сладкая вода".


p align="Justify">( Даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более совершенного образа, нежели образ Христа, не встречали нигде. Все попытки создать подобный образ в литературе ( "Идиот","Дон Кихот") оказывались неудачными. Христос это идеал потрясающий любви, и мужества.)

*** Узнайте присутствует ли в данном учение почитания природных явлений и поклонения им.


"Ведь человек должен славить Творца, а не природные явления".


( В христианстве запрещено почитать явления природы.)

***Узнайте существуют ли в данном учение ритуалы (внешние механические действия) через которые достигается спасение человека, без его внутреннего исправления.


"Ведь бой с самим собой — Есть самый трудный бой. Победа из побед — Победа над собой".


(В христианстве отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека.)

*** Посмотрите, не содержит ли данное учение самостного, гордостного начала и культивирования своего я.


"Так как гордость - начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору".


(Христианский подвиг состоит в смирении. Смиренный избегает самолюбие, потому и не домогается первенства.)

***Узнайте, не допускается ли в данном учение притеснения, насилия или убийство людей, за то, что они других взглядов и вероисповеданий.


"Судить других - значит бесстыдно похищать суд Божий"


(Христианство есть религия любви. Внутренняя свобода выбора, полностью принадлежит человеку. Это ключевое понятие Православия!)

*** Найдите объективные аргументы истинности данного учения. То есть реальные факты не зависящее от не чьих убеждений.


" Ибо истина сама свидетельствует за себя"

В этом отношении среди прочих учений и религий христианство занимает исключительное положение. Христианство имеет объективные доказательства своей истинности. Их очень много. Вот некоторые из них.





По Преданию, все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна Богослова и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.



  •        Андрей – распят на косом кресте.

  •           Матфей (Левий  Алфеев) - умер мученической смертью.

  • Иоанн - умер своей смертью.

  • Иаков  Алфеев - распят.

  • Филипп - распят головой вниз.

  • Симон Кананит - был заживо распилен пилой.

  • Фаддей (Иуда Иаковлев, Леввей) - умер мученической смертью в Армении.

  • Иаков Зеведеев - убит ударом меча.

  • Фома – был, проткнут пятью кольями.

  • Варфоломей - распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили.

  • Матфий – побит камнями.


 Апостолы были свидетелям событий описанных в Евангелии. Скажите, если события, о которых говорится в Евангелии обман, кто, зная об этом, добровольно пойдет на такие муки за ложь?


"Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия". (гал.1:14-16).



2.  Иисус Христос был казнен, как преступник. Его ученики подверглись жестоким гонениям.


Крупнейший римский историк Тацита Публия (55 –120 г.) пишет – «Их умерщвление (христиан) сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц».

Плиний Младший (62–114 г.) будучи назначен правителем Вифании, он обнаружил там множество христиан. Результаты своих судебных расследований он сообщил императору приблизительно около 110г. в следующем письме: «Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что какова бы не была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство».


При некоторых императорах, были попытки полностью истребить христианство. И так на протяжении 300 лет. Только в 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.


 Попробуйте поставить себя на место христиан первых трех веков.


Стали бы вы, христианином зная, что за его принятие вас казнят?


Как могло распространиться христианство?


Почему люди, видя такой террор, принимали христианство?

3.   Иисус Христос сказал  своим ученикам, что наш мир возненавидит их.Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.(лука 21:19) Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. ( ин17:14 )


Смотря в историю человечества мы видим, подтверждение этим словам. Не одна религия не знает столько мучеников за веру. Стоит посмотреть только, как советская власть расправлялась со священниками. Жестокости нет предела.


Вопрос: за что такая ненависть, жестокость, садизм?


Ведь христианство учит людей только добру, говорит, что вся власть от Бога, во время своих служб молится за власти и воинство.О таких подданных, можно только мечтать.


У меня есть только один ответ на этот вопрос: зло не терпит своего обличия. Евангельские заповеди это укор совести нашему ветхому человеку.


Причина гонений на христиан со стороны язычников - это совершенная противоположность учения христианского утвердившимся обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем изменяла образ жизни. Вместо эгоизма проповедовала любовь, на место гордости ставила смирение, вместо роскоши, требовала воздержания.


Гонения на христиан не прекращаются и сейчас. Если у вас крепкие нервы, можете забить в ютубе "гонение на христиан".

Ничего за две тысячи лет не изменилось. Жестокость просто поражает.


При всем уважении к индуизму как религиозной культуре индусов, сформировавшей цивилизацию Индостана на протяжении более чем полутора тысячелетий, при всем уважении к исламу, к мусульманской письменности, архитектуре, нельзя забывать, что как только эти религии входили в соприкосновение с христианством, то все относительно возвышенное и истинное, что в них было, опускалось куда-то глубоко на дно и обнажается откровенная стихия демонической злобы, неприятия, борьбы с благовестием Христовым.


 


4Все христианские истины: о Боге-Любви, о Триипостасности единого Бога, о Логосе как второй Ипостаси Бога, о Боговоплощении, о Христе-Спасителе распятом, о Воскресении и др. - уникальны по своему характеру. Они глубоко отличны как от ветхозаветной иудейской религии, так, тем более от других религиозных учений эпохи возникновения христианства.


Догматы христианского вероучения не являются ни результатом логического вывода из предшествующих мировоззренческих установок, ни плодом какой-либо “доработки” соответствующих форм сознания. В связи с этим встают два вопроса.


Первый: каков источник этих совершенно новых и удивительных по своей глубине истин, если тем более учесть, что проповедниками их явились нигде не учившийся Сын плотника и Его ученики - люди некнижные и простые?


Второй: что за гении были эти малограмотные люди, которые смогли «придумать» такое множество принципиально новых религиозных идей?

Всё это объективно говорит о каком-то особом, неестественном характере их происхождения.


Фридрих Энгельс, один из «гениев» марксизма, основоположников материалистического понимания истории, тщательно изучал христианскую историю - и сделал вывод, что христианство, возникнув на мировой арене, вступило в резкое противоречие со всеми окружавшими его религиями. (А.И. Осипов).


5. Великое множество чудес, свидетелями которого было очень большое число людей.


Здесь также хотелось отметить один важный момент. Не каждое чудо может быть от Бога. Чудеса бывают истинными и ложными. Истинные чудеса совершаются по любви к человеку. Бог не делает чудес бессмысленных или напоказ, Ему не нужна суетная слава. Цель чудес Божиих – наше спасение.

6. Есть  люди, которые пытаются искать противоречия в Евангелие.  Если кому приходилось быть на суде, когда допрашивают свидетелей, особенно если прошло много времени с тех событий, то он мог заметить, что люди иногда путаются в  деталях, но суть происходивших  событий, они говорят одинаково, дополняя друг друга. Если рассказывают слово в слово, значит, они сговорились, что им говорить, и лгут. На суде достаточно показаний двух свидетелей, в Евангелие их четыре. Возьмите любой пример из своей жизни. Разные люди всегда рассказывают об одном событие, очевидцами которого они были, по-разному.


7. Библия содержит большое количество исполнившихся пророчеств. Они есть в Ветхом и в Новом завете. Например в ветхом Завете, писавшемся на протяжении более тысячи лет, содержится более трехсот предсказаний о мессии, исполнившиеся в Иисусе Христе. Ряд пророчеств Сам Христос, как человек, никак не мог исполнить. На Возражение, что пророчества эти были написаны при жизни Иисуса или после Его воскресения и, следовательно, исполняются задним числом.


Ответ такой:Если вас не устраивает 450 г. до Р.Х. как дата завершения написания Ветхого Завета, подумайте над следующими данными: Септуагинта, греческий перевод древнееврейских Писаний, была начата при царе Птолемее Филадельфе (285-246 г. до Р.Х.). Очевидно, что если в 200 лет с лишним до Р.Х. была начата работа над греческим переводом, то древнееврейский текст был написан раньше этого времени. Иными словами, между пророчествами Ветхого Завета и исполнением их во Христе лежит, по крайней мере, 250 лет.


8. Интересные факты о Христе можно встретить покрайнемере в двух мировых религиях.


В Иудаизме.


В древнееврейских священных текстах присутствует 332 чётких пророчеств, исполнившихся в Иисусе Христе буквально, о чем говорилось ранние.


Но здесь есть один интересный момент.


Существует два текста Ветхого завета это:

Септуагинта — перевод «семидесяти старцев» на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в конце первого тыс. до н. э. Его подлинность потвердели Кумранские рукописи, найденные в 1947 г в пещерах в 10-15 км от Иерихона, содержащие все тексты Ветхого Завета.



Этот неискаженный текст содержит Библия Кирилла и Мефодия на церковно-славянском языке используемый Русской Православной Церковью в богослужебном процессе.

Существует еще более поздний искаженный текст - масоретский.


Евреи не принявшие Христа и видя, как быстро распространяется Христианство, 1 веке были вынуждены переписать свои священные тексты т.к они свидетельствовали о Христе.

Нововведениями, исказили смысл священных текстов. На его основе написаны – Талмуд, каббала; латинская Вульгата; Синодальный перевод 1876 г.; все книги изданные Российским Библейским обществом и сектами.

Из выше сказанного можно сделать простой вывод.


Внося намеренные искажения в Ветхий завет, те люди подтвердили одну простую истину - Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а между тем истину обнаруживает яснее.

 


В Исламе.


Имя Иса (Иисуса) упоминается в Коране много раз.


Согласно мусульманскому вероучению зачатие Иисуса (пророка Исы) произошло без отца от девы.


Ислам признает вознесения Иисуса (пророка Исы ). Правда к великому сожалению отрицается крестная смерть и воскресение.Также согласно исламскому вероучению, в конце времён перед Концом Света появится Аль-Масих ад-Даджаль (лжемессия, антихрист). Его Владычество ад-Даджаля продлится несколько лет, после чего явится с небес Иса и сокрушит Даджаля.


Из этого мы видим, что Ислам признает непорочное зачатие Иисуса ! Его вознесение! И победу над сатаной в судный день!


Возможно ли это простому, смертному человеку? Выводы делайте сами.

Все факты, которые приведены выше, конечно не главное, но есть о чем задуматься. Мы все должны всегда стремится к истине и уметь различать добро и зло.


Главное доказательство содержится в самом Христианском учение о Боге. Оно имеет явно не земной источник.И вот величайшее открытие, которого не знала история человечества. Христианство открыло нечто, что до сих пор с трудом принимается.


Бог есть любовь, и только любовь.


Бог никому не мстит, никому не творит зла, не гневается для того, чтобы причинить человеку страдания. Нет. Все в мире совершается в полном соответствии с внутренним состоянием человека.


Любовь — это не влюбленность, которую люди испытывают, а через месяц делят последний целлофановый пакет. Настоящая Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Читая Евангелия, мы видим отсутствия в нем примеси человеческих мудрований (философии). Мы найдем, что Божий закон действительно добр и несет только благо для человека. Христианство дает ответы на все основные вопросы в жизни человека.Человеку изначально присущи представления о Боге как о возвышенном, любящем, сострадательном, нравственно совершенном Начале, источнике Добра и Благости, и именно такие представления содержатся в христианском учение о Боге. Вы больше в не какой религии не встретите той красоты которое раскрывает христианство человеку!


Православие говорит, что человек как существо, созданное по образу и подобию Божию, имеет доброе сердце, даже когда он творит зло. В каждой душе, в каждом сердце горит огонек любви.


Нужно просто посмотреть вокруг и на свою жизнь внимательно. Истина сама свидетельствует о себе.

Где христианство сохранено без искажения людьми? Что бы разобраться в этом вопросе и не быть голословным настойчиво всем советую обратиться к первоисточнику. Прочтите, о чем говорит Евангелие, апостолы, ученики апостолов и святые отцы (люди, достигшие христианского совершенства) первых веков и все сразу встанет на свое место.


От чтения вы также, во первых получите большую пользу для себя, во вторых сможете, позже без труда понять, где истина, а где ложь! Не будьте в вопросе веры невеждами и не позволяйте себя обманывать людям которые пользуются вашим незнанием и ловко истину подменяют ложью!Антоний Великий - Наставления о доброй нравственности и святой жизни.

Добротолюбие - избранное для мирян.

Иоанн Дамаскин - Точное изложение православной веры.

Иоанн Лествичник - Лествица.


Какое главное принципиальное различи между католицизмом, православием, протестантизмом?


Наиболее глубокое расхождение между всякой религии - это учении о спасении и понимания Жертвы Христовой.


***Католицизм***  ( с греч. «всеобщий»).

В католицизме Жертва Христова воспринимается чисто юридически - как выкуп за грех Адама и удовлетворение правосудия Божьего. Этими словами пронизана вся католическая мистика. Об исцелении и исправление «внутреннего человека” к великому сожалению в католицизме было забыто. Отношение к Богу чисто правовые и выстраиваются по принципу торга . Я тебе, Ты мне. Дебет, кредит.



***Протестантизм*** (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).


Рождается в 1517 году в качестве оппозиции к Католической Церкви. Протестантизм есть законнорожденное дитя католицизма, только другой крайности.

В протестантизме Жертва Христова воспринимается как оправдание. То есть, если человек уверовал в то, что Христос заплатил за его грехи - то он уже спасён. «Любой, кто уверует в Сына Божьего, может твёрдо знать: Бог перечёркивает хранящийся на небесах список всех грехов наших и навеки оправдывает нас по вере во Христа”.


Из этого учения вытекает следующее. Человеку при полной уверенности в своем спасении, как свершившемся факте, становится бессмысленно исправление своего «внутреннего человека”. Легче рассуждать, чем трудиться и бороться со своим Я. Все дела в протестантизме сводятся лишь к внешним делам и поступкам.


Всем наверно приходилось слышать протестантские похвалы в свой адрес: "Вот, я раньше пил, теперь не пью! Курил – теперь не курю! Ругался – теперь не ругаюсь и творю добро…и т.п." Чувствуете, какое смирение в подобных словах?


Очень комфортная и удобная религия для "ветхого человека" (удел которого тление)! Вроде, как и совесть успокоил и трудится особо не надо.

Также у протестантов нет апостольской преемственности; нет святых; нет огромной духовной литературы; нет точного и определенного учения.



Таким образом, как у католиков, так и у протестантов святость души является не критерием спасения, а вменяемым его следствием.


***Православие*** (с греч. - «правильное суждение», «правильное учение»).


В Православии Жертва Христова воспринимается, как спасение и исцеление.

Скажите спасение кому необходимо? Конечно погибающему.

Скажите в исцелении кто нуждается? Конечно, тот кто осознает, что он болен .


Поэтому начало обращения ко Христу в православии заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных? (святитель Игнатий Брянчанинов).


Таким образом, на вопрос, чем спасается человек – делами (католицизм) или верой (протестантизм)? Можно ответить так.


Ни один человек от создания мира не спасся своими делами. Исправляет и спасает человека Господь. Но только тех, кто, осознавая свою испорченность, через дела и веру исправляет свое сердце.


 




 




 






"Христианский" мир мало знает Православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища. Православие было замкнуто, лишено духа прозелетизма и не раскрывало себя миру.


В Православной Церкви были моменты исторического греха, главным образом в связи с внешней зависимостью от государства, но само церковное учение, самый внутренний духовный путь не подверглись искажению.


Православная Церковь есть прежде всего Церковь предания в отличии от Церкви Католической, которая есть Церковь авторитета, и церквей протестантских, которые суть церкви личной веры (Н.А. Бердяев)".


Православие сохранило первоисточник и опирается на вероучение Апостольских времен. Православная Церковь дает нам руководство для жизни, поведения, мышления, действия и чувств. Она имеет все нужное для спасения и исправления человека. Она обладает полнотой учения.

На вопрос «что есть православие?» св. Игнатия (Брянчанинова) отвечает следующим образом: «Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7,39). Где нет Духа, там нет православия. Нет православия, в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение».


О нынешнем состояние христианства пожалуй можно сказать следующее.


К великой нашей беде, истинное христианство незаметно удаляется с земли.

"Какое Христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме. Ныне, при занятии религиею более ищут или холодного познания по букве или обольстительного наслаждения. То и другое принадлежит миру Сему, а не Христу.


Нынешнее положение Церкви и христианства самое горестное повсеместно. Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. У нынешних христиан по большей части жизнь противоположна Христу, а не сообразна. Христос жил в смирении - нынешние христиане любят жить в гордости и пышности. Страсть к деньгам прокралась во все сословия и саны, заглушила и подавила все благие побуждения и все священнейшие обязанности.


Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию; они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь: в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и развращенным требованиям и пожеланиям души и тела. Разумеется: такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело".Игнатий (Брянчантов)


Внешность сегодняшнего православия украшается и торжествует – внутренняя же жизнь крайне оскудевает духовностью и отличается небывалой немощью. Незаметно все то, что связано с вечностью, с жизнью будущего века, отодвигается на последний план; жизни и устройству века сего уделяется усиленное внимание. Слышатся и видятся повсюду дела и слова, по наружности очень внушительные, религиозные, благочестивые, по сути же дела – все они от мира сего, преследующие цели временные, жалкие, о вечности же разговор не заходит, а если и заходит, то какой-то несерьезный, часто полушутливый или как-то между прочим, как о чем-то далекое и весьма туманном.


Таким образом, "христиан" становится все больше, а истинных последователей Христа – все меньше. О Церкви, о вере, о христианстве – разговоров все больше, а деятельной жизни по вере, внутренней борьбы со страстями – все меньше. Истинная духовная жизнь подменяется прямо ей противоположной – исканиями душевных наслаждений.


О закате христианства преп. Антоний Великий более 1700 лет назад сказал:


"Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келлий, возвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собранию богатств, смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но гордым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как монашеским одеянием, и, не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками.

При том будут они величаться, говоря: я Павлов... я – Аполлосов (1 Кор. 1,12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом,

но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блажен тот, кто мог погрешить – и не погрешил, сделать зло – и не сделал; (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании".






 О самом христианстве многие люди нашего века начинают судить по христианам ненастоящим, внешним, выродившимся. Христианство есть религия любви, но судят о ней по злобе и ненависти христиан. Христианство есть религия свободы, но судят о ней по насилиям, которые совершали христиане в истории.


Христианство не виновато в том, что правду его не исполняют и не осуществляют в жизни. Христос не виноват в том, что заветы Его попирают.


Важно понять - Христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или многие христиане проводят жизнь противоположную учению Христову!


Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь нашего мира.


 

Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 1-7)


05 Февраль 2014

Иван спрашивает:
Отец Николай не могу скачать метрические книги за 1900-1919г.

священник Николай отвечает:
Иван все книги перезагрузил на яндекс диск. Теперь можно небольшие файлы сразу посмотреть и также все скачать. Поделюсь с вами и новым видео.

01 Февраль 2014

Анна спрашивает:
Спасибо батюшка, за подробные разъяснения, теперь все понятно. Дай Бог вам здравия душевного и телесного,на многие и благая лета, послужить в Крестовоздвиженском храме.

священник Николай отвечает:
Спаси Христос Вас.

22 Январь 2014

Высоцкая Ольга Николаевна, учитель русского языка БООШ№6 спрашивает:
Батюшка, добрый вечер. Я работаю над статьей об архитектуре Бутурлиновки, одним из разделов ее являются храмы. На вашем сайте я узнала, что в 1808 году было начато строительство "первого каменного пятиглавого храма". Если, "пятиглавого", значит, должно быть 5 куполов, так? Я вижу только один. Как же мне правильно описать храм? Помогите мне, пожалуйста. Видимо, я что-то не так понимаю? Спасибо. С уважением О. Н. Высоцкая.

священник Николай отвечает:
Добрый вечер Ольга Николаевна. Храм был, пяти купольный как и Спасо - Преображенский собор, только барабаны куполов были круглые и сами купола луковичной формы. Пять куполов символизируют - центральный купол Господа Иисуса Христа ( который восстановлен на нашем храме) и четыре по углам,четырех евангелистов(разрушены полностью на нашем храме) Матфей, Марк, Лука, Иоанн. На этом видео видно что от них осталось после богоборцев.

20 Январь 2014

любовь спрашивает:
обязательно стричь ребенка в годик?

священник Николай отвечает:
нет.

19 Январь 2014

Ольга спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка! Скажите, пожалуйста, можно ли проводить свадьбу 20 сентября 2014 года перед Рождеством Пресвятой Богородицы? Не венчание, а свадьбу - загс и т.д. Спасибо!

священник Николай отвечает:
Лучше пораньше, хотя бы 19 сентября. Потому-что 20 сентября, вечером уже будет совершаться служба Рождеству Пресвятой Богородицы.